2014-2
Журнал "ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ", 2014, № 2
ОТ РАЗВИТИЯ НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ —
К ПОИСКУ ПРОГРЕССИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Среди адресованных педагогам и психологам изданий наш журнал имеет определенную цель — способствовать продуктивному и своевременному развитию личности, становлению характера, выбора профессиональных приоритетов и социальных ориентиров.
Радостно, что публикации на эту тему, география авторов которых становится шире, вызывает большой интерес у читательской общественности. Ряд материалов порождает острую дискуссию, и тогда мы выносим ее на реальные профессиональные площадки. Так было с проблемой диагностики и развития одаренности: публикация С.В. Волкова «Взрослый мир «устал»!..» (2012, №3) активизировала Д.Б. Богоявленскую и М.Е. Богоявленскую на написание монографии «Одаренность: природа и диагностика» (2013). Затем, в марте 2014 г. был проведен вебинар, в котором приняло участие более 250 специалистов из различных регионов России и стран СНГ. Проблема, озвученная в статье М.М. Геворкян «Студенческая молодежь: готовность к межнациональному поликультурному диалогу» (2013, № 3), стала основополагающей в дискуссионных мероприятиях II Международного конгресса «Образование личности: стандарты и ценности» и отражена в резолюции как одна из приоритетных задач на ближайший период. Это особенно важно, просто необходимо в условиях модернизации современного образования, когда ведется непримиримая борьба с благодушием, самоуспокоенностью и формализмом.
Сегодня у нас значительный портфель редактора, — мы рады, что нам доверяют свои труды и ведущие ученые России, и начинающие специалисты, педагоги-практики, психологи, — и выбирая статьи авторов передового опыта к публикации, мы руководствуемся, прежде всего, запросом образовательной практики. Главным является и обобщение, раскрытие и анализ опыта многих мастеров педагогического труда, народных и заслуженных учителей страны, людей, стоящих на позициях прогрессивной, современной педагогической практики, обогащающих ее новыми подходами и технологиями. Публикации журнала, на наш взгляд, способствуют развитию нового педагогического мышления, пробуждают творческую инициативу, стимулируют специалистов образования к самостоятельному поиску прогрессивных форм воспитания и обучения.
В этом номере мы с большой радостью поздравляем с юбилеем члена редакционной коллегии журнала, Юрия Викторовича Синягина — основателя научного направления психологического анализа организационно-управленческих структур, позволяющего проводить оперативный прогноз стратегий управленческого поведения руководителей, специфики формирования ими своего ближайшего окружения в организации. В рамках разработки этого нового научного направления под его руководством подготовлено и успешно защищено 18 кандидатских и докторских диссертационных исследований.
В трудовой биографии Юрия Викторовича — работа в филиале МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ульяновске; исследовательская работа в Сиракьюзском университете США в рамках научного гранта Fulbright Program по проблемам психологии управления и делового администрирования; в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. В настоящее время, являясь директором Центра современных кадровых технологий Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Юрий Викторович имеет более 170 научных работ в России, США, Канаде, Польше, Шотландии и Германии. Автор 25 монографий и учебных пособий.
Педагогический стаж Юрия Викторовича составляет 38 лет. Он награжден памятной медалью к 100-летию со дня рождения Б.Г. Ананьева, медалью «Совет Федерации. 15 лет», Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, Почетной грамотой Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, памятной медалью международного биографического центра Кэмбриджского университета.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Н. Синягина, Е. Артамонова
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:
К ЧИТАТЕЛЯМ
Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова. От развития нового педагогического мышления — к поиску прогрессивных форм обучения и воспитания
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЩЕСТВО
А.И. Подольский, О.А. Идобаева. Перспективы психологической концепции П.Я. Гальперина
в образовании и развитии личности
Н.Ю. Синягина. Поликультурное взаимодействие: необходимость и возможности диагностики
Т.Ю. Богачева. Поликультурный шок: изучение и преодоление
P. Dingman. Engineering and Technology Degrees in the United States of America
ИМЕНА
Юрий Викторович Синягин. Истории из истории (Ульяновский период)
С юбилеем!
Листая семейный альбом…
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
Г.Ю. Беляев, А.В. Беляева. Проблема формирования здорового образа жизни как ценностной модели воспитания (ЗОЖ-модели), соответствующей современной социальной ситуации
З.Н. Леонова. Влияние воспитательного процесса на социализацию выпускника отделения временного пребывания Центра патронатного воспитания
Т.Ю. Богачева. Семейный клуб
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ
А.В. Кунгуров. Музыкальная память и методы заучивания музыкальных произведений
Е.П. Воропаев. Волновые движения в артистической практике
МЕТОДИКА, ИННОВАТИКА, ОПЫТ
В.В. Камышин. Мультипликативный подход к интегральной оценке уровней учебных достижений студентов в «облегченной» шкале ECTS
Г.Д. Павлова, Р.М. Алмакаева. Мастер-класс «Экологическая лаборатория»
В.В. Пчелинова. Личностное развитие студента-психолога (визуальные интернет-источники; консультативная модель личностного и профессионального развития)
И.В. Пестовская. «Неоткрытые острова»: построение программы развития воспитательной компоненты
СТУПЕНИ РОСТА — ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК
Работы победителей Всероссийского конкурса детских творческих работ «Моя семья» в номинации «Литературное творчество»
Подробнее – на сайте журнала: http://www.ol-journal.ru/journal/2014-№2.html-0