13.06.2013

13.06.2013

• Международная научно-практическая конференция «Социально-моральная компетентность подростков: методы оценки и возможности формирования»

Организаторы конференции:
Юго-западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи».

Конференция посвящена вопросам разработки и реализации обучающих программ, направленных на развитие социально-моральной компетентности подростков. В рамках конференции прозвучали выступления известных отечественных и зарубежных ученых, специалистов-практиков, работающих в сфере образования.

Среди основных вопросов конференции:

  • Организация внеурочных обучающих программ в средних общеобразовательных школах.
  • Методы и подходы к формированию социально-моральной компетентности подростков.
  • Разработка обучающих программ, направленных на развитие социально-моральной компетентности подростков.

Программа конференции включала в себя представление и обсуждение результатов исследовательского проекта «Развитие социо-моральной компетентности современных подростков», разработанного Юго-Западным окружным управлением образования Департамента образования г. Москвы совместно с НИУ «Высшая школа экономики». Данный проект реализуется в школах Юго-Западного округа с 2012 года.
В конференции приняли участие ведущие российские ученые и практики, а также специалисты их Финляндии, Израиля и ряда стран СНГ.

Конференцию открыл начальник управления образования Юго-Западного округа Михаил Ильич Случ.
На пленарном заседании с докладами выступили:
Подольский Андрей Ильич,доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии МГУ им. М.В.Ломоносова — «Проблемы морально-ценностного развития: от теории к практике»;
Реан Артур Александрович,доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО — «Современный подросток: ценности, риски экстремизма и ксенофобии»;
Хаутамяки Яркко,профессор, директор «Центра оценки качества образования», университет г. Хельсинки, Финляндия — «Школа для всех: какая помощь и поддержка требуется учащимся со стороны учителя»;
Артамонова Елена Геннадьевна,кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Образование личности» — «Моральное развитие одаренных детей»;
Харисова Елена Владимировна, заместитель директора Методического центра ЮЗОУО — «Формирование социально-моральной  компетентности обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»;
Веркасало Маркку, доцент университета г. Хельсинки, Финляндия — «Изменение ценностных ориентаций российских подростков: сравнительные анализ данных 1999-2012 гг.»;
Потанина Лейла Тахировна,кандидат педагогических наук, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова — «Технология  развития системы ценностей у подростков в образовательном пространстве»;
Подольский Дмитрий Андреевич, кандидат психологических наук, доцент НИУ ВШЭ — «Результаты проекта «Формирование социально-моральной компетентности подростков» в школах ЮЗАО г. Москвы» и другие.

Во второй день конференции прошла работа в рамках секций:

  • С какого возраста целесообразно начинать целенаправленное развитие социально-моральной компетентности школьников?
  • Как оценивать эффективность обучающих программ, направленных на развитие социально-моральной компетентности школьников?
  • Как интегрировать в школьную программу обучающие занятия, направленные на развитие социально-моральной компетентности подростков?
  • Каким должен быть формат обучающих занятий, направленных на развитие социально-моральной компетентности школьников?
  • Как обеспечить эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон (школа, родители, методические центры, окружные управления образованием и др.) при разработке и проведении обучающих программ, направленных на развитие социально-моральной компетентности подростков?

 

В рамках конференции были освещены направления деятельности ФГБНУ «ЦПВиСППДМ», ориентированные на поиск эффективных способов поддержки личностного и профессионального становления подрастающего поколения. В том числе были апробированы некоторые аспекты научно-исследовательской работы, проводимой в центре в 2012-2013 гг., — «Разработка инновационной модели психолого-педагогической и медико-социальной профилактики и коррекции синдрома дошкольно-школьной дезадаптации». Одним из ракурсов социально-психологичекой поддержки детей и молодежи было вынесено на обсуждение направление работы центра по развитию, формированию личности, сопровождению одаренности и таланта.